2

Когда жить не хочется?

Статья от 15.05.2014

Размышления о подростковом суициде.

Кто обычно идет на сеанс к психологу? Если не проводить специальных исследований, то условно можно поделить лиц, обращающихся за психологической помощью на несколько категорий. Растерянные – люди, столкнувшиеся с неожиданной проблемой и не нашедшие в собственном арсенале средств, способных ее решить. Это наиболее благодарная когорта клиентов, потому что, как правило, им действительно требуется решение, и они готовы принимать помощь. Скучающие – люди, придумывающие себе проблемы из-за избытка свободного времени или денежных средств. Интересующиеся люди, склонные к самопознанию, поиску и нахождению новых граней бытия. Однако есть еще одна категория лиц, попадающих на консультации и действительно нуждающихся в профессиональной помощи — это люди, пережившие, переживающие и не могущие пережить состояние, которое обычно характеризуется фразой: « Жить не хочется». Причины могут быть разные — измена, развод, смерть близкого человека, травма, или все сразу — жить не хочется, но надо. А как? Особое место среди причин, приводящих к подобному состоянию, занимает суицид.

Суицид или попросту самоубийство явление непонятное, с точки зрения природы противоестественное. Но человек существо не столько природное, сколько социальное, а в социальной реальности возможно многое. На сегодняшний день существует целая наука – суицидология. Однако мы до сих пор не можем утверждать, что знаем о данном явлении все.

Суицид – сознательное преднамеренное лишение себя жизни. Существует мнение, что большинство суицидентов — лица с пограничными нервно-психическими расстройствами. Значительную группу составляют так называемые акцентуированные личности, т.е. люди в принципе психически здоровы е, но «со странностями», склонные к аффектной неустойчивости и истероидному поведению. Также считается что суицидальность, как правило , симптом депрессии. Однако, результаты эксперимента, проведенного в Гарварде, делают этот вывод спорным. Врачам , участвующим в исследовании, раздали подредактированные истории болезней самоубийц и просили поставить диагноз. Если испытуемым не говорили, что это самоубийцы, они диагностировали душевные заболевания лишь в 22% случаев. Если же в документах значилось самоубийство, то в 90%. Хотя однозначно отрицать, что многие суициденты были психически или соматически больны нельзя, закономерен вопрос: кто же относится к группе риска «здоровых» самоубийц?

Людям, далеким от медицины и психологии смерть близкого человека предположить сложно, особенно ничем не болеющего, особенно молодого, еще сложнее подростка, однако именно молодые, ничем не болеющие девушки и юноши способны на суицид, в силу нечетко оформившихся ценностей, незрелости жизненных целей и ориентаций, максимализма, амбициозности характера.

Как правило, юные (от 11 до 18 лет) личности не верят, что «окончательно» умрут, надеются, что их спасут. И мотивации суицидального поведения незамысловаты — это попытки обратить внимание родителей или сверстников на себя, свои проблемы или свои убеждения. Иногда суицид кажется юному существу единственным выходом из сложившейся ситуации. Бывали случаи, когда суицид становился следствием чрезмерных требований со стороны ближайшего окружения. И как же надо давить на ребенка, чтобы он попробовал подобный способ решения своих проблем!

Еще сто лет назад самоубийств было меньше в любом возрасте. Немалую роль в этом играла христианская религия. Со времени средневековья христианская церковь относилась к самоубийству непримиримей, чем к убийству. Христианство осуждало и осуждает суицид как форму убийства и как нарушение заповеди « Не убий». Святой Августин первым из отцов церкви обрушился на суицид с утверждением, что самоубийство, даже совершенное во имя веры: «мерзкий грех, заслуживающий проклятия, худший из грехов, ибо нет в нем возможности раскаяться». Однако, на сегодняшний день, людей действительно религиозно образованных, знающих не только, что самоубийство грех, но и почему это грех не так много. Может поэтому древний запрет не работает?

Кроме того, многие из наших современников атеисты. А также немало молодых людей причисляют себя к сторонникам таких систем ценностей, которые вообще не ставят на суицид запрет. Родителям подростков следует знать, что восточные религии: буддизм, индуизм провозглашают повторяемость земных перерождений человека. Для восточных религий суицид – не выход и не решение проблем, однако они его особо и не драматизируют: будет другая жизнь, будет другой шанс.

Здесь считается, что людям суждено много раз жить и много раз умирать. В подобных системах верований человек приходит в мир получить определенные уроки и опыт. Добровольно уходящий из жизни ничего не достигнет — карма вновь поставит его в ту же самую ситуацию, поскольку человек с ней не справился. Самоубийство не спасет от страданий. Даже напротив, самоубийство отдалит от нирваны. Однако на самоубийстве нет и стигмы греховности.

Хочу, чтобы меня поняли правильно – я не против индуизма и буддизма, но если Ваш близкий человек верит в идею множественности земных воплощений, к его шуткам по поводу нового рождения, как способу решения сегодняшних проблем, возможно, стоит отнестись серьезнее. Что же касается инстинкта самосохранения — в норме он должен сработать. Но про самоубийство «в норме» не шутят. То же самое верно и по отношению к молодежным субкультурам. В некоторых из них смерть и самоубийство являются предметом культа – уже не религиозного, но имеющего столь же сильное влияние на жизненные установки, ценности и поведение его приверженцев. Родителям желательно хотя бы иметь представление, какие убеждения разделяет их сын или дочь, и что стоит за этим выбором.

Но что делать, если близкий человек, не видит в суициде ничего страшного?

Первое, что надо допустить – предположить, что это не бравада. Молодые люди, как правило, не имеют большого опыта общения со смертью. Поэтому им умирать действительно не страшно. Родители боятся смерти, а также всего того, что с ней связано – они уже теряли, теряли навсегда. Юные личности, испытывая абстрактный страх, видят в смерти скорее приключение, нежели окончательную реальность. Поэтому второе, что необходимо – поговорить с подростком о смерти – как бы ни было страшно самому, и как бы ни хотелось уйти от темы. Никогда не отмахивайтесь от «глупых» фраз типа: «хочу умереть», «вот умру, будешь знать», потому что в одном проценте случаев – это не только угрозы. Но и не позволяйте себя шантажировать, ведь подобные проблемы решаемы. Иногда подростку действительно нужно просто Ваше внимание, а угроза собственной смерти обеспечивает его автоматически.

Гораздо сложнее распознать склонность к суициду, если бравады нет. Необходим действительный глубокий интерес и близость к ребенку, чтобы понять, что то, что для вас не проблема – ему, возможно, видится трагедией. Здесь верен и обратный подход – то, что кажется трагедией Вам (к примеру, плохие оценки в школе) – может превратить Вас в самого «близкого врага», которого невозможно устранить, но от которого можно уйти самому. Такие случаи, к сожалению, реальность.

Чем старше подросток, тем меньше влияния на него оказывают родители. На место значимых других встают сверстники. Появляются экзистенциальные проблемы – вопросы смысла жизни и ценности существования. Если Ваш сын или дочь заняты интенсивными поисками смысла мира и себя – найдите способ принять участие в этих поисках.

В ХХ веке французский писатель и философ — экзистенциалист Альбер Камю посвятил проблеме самоубийства трактат «Миф о Сизифе». Здесь он писал, что «убить себя означает в известном смысле, сделать признание. Признание в том, что жизнь тебя подавила или, что ее нельзя понять». Камю пришел к выводу, что “то, что называется смыслом жизни, есть одновременно и великолепный смысл смерти”. Не найдено или потеряно первое – приходит время второго. В 1917 году в эссе «Скорбь и меланхолия» Зигмунд Фрейд попытался подступиться к теме суицида с других позиций, высказав предположение, что суицидальность — это переадресация агрессии с внешнего мира на себя.

У подростков всегда есть причины быть недовольными миром и собой. Постарайтесь, чтобы этих причин было меньше, а здоровых выходов агрессии больше. Убедитесь, что у Ваших близких есть цели в жизни, которые им нужно и приятно достигать, тогда и мысли о бессмысленности мира растворятся. Как доказал основатель суицидологии Эмиль Дюркгейм, парадоксально, но факт: интеллектуалы убивают себя раз в десять чаще, чем люди малообразованные, чем легче и беззаботней жизнь человека, тем чаще он задумывается о смерти. Разумная доля ответственности, как противовес инфантилизму и беззаботности, здесь может стать реальным выходом. Ответственность необходима в любом возрасте — главное не переусердствовать. Чтобы ответственность как мера «взрослости» подавалась через призму не только и не столько долга, сколько заботы и любви.

Конечно, если долгое время единственным способом общения с сыном или дочерью у Вас являлся расспрос об оценках в школе и выдача порции наставлений как жить, вряд ли следует ожидать, что Ваш самый родной человек поверит в искренность Ваших вдруг возникших намерений узнать его поближе. Скорее даже двери своей души он захлопнет еще сильнее. Однако терпение и искренний интерес способны сотворить чудо. Возможно, Вы сами удивитесь, насколько наполнен и разнообразен  может быть мир юности, если смотреть на него не через собственные страхи, опасения, комплексы, а изнутри, из юношеской позиции. И хотя сегодня, «воспитывая» ребенка примерами из собственного прошлого, Вы вполне можете верить, что в 15 лет Вас волновала только проблема четвертных оценок и голодающих детей в Африке, все – же не переусердствуйте с примерами. Ведь часто «поучающие» родители, не сумев реализоваться сами, пытаются компенсировать это, решая как жить и кем быть их детям, не давая им тем самым собственного выбора. Вопрос, который задают в этом случае дети: «Если ты все делал идеально, почему твоя жизнь сложилась так, что тебе жить не хочется?». Ответить на него могут не многие, если конечно не находится внешний виновник: время, государство, перестройка. Поэтому, в заключение маленький совет, который легко давать, но не всегда легко исполнить: мы так похожи с нашими детьми, что следует принять очевидное — чтобы Вашему сыну или дочери хотелось жить, необходимо чтоб Вы чувствовали, что Вам самим жить хочется. Нужно, чтоб Вы верили, что жизнь стоит того, чтобы жить. И не сомневались в обратном.

Нина Ковалюнас

2 Responses so far

  1. Matheeve:

    Просматриваю сообщения на данном сайте уже небольшое время. И могу сказать щас что буду продолжать просматривать ваши сообщения :P

  2. Online Canadian Pharmacy:

    Very nice post, good luck! ;-)

Оставить комментарий






− 3 = пять