Часто — ли здоровый человек задумывается о здоровье? Как правило не очень. Здоровье – это такое состояние, которое не рассматривается как ценность, пока не доставляет хлопот. Конечно, подобное утверждение подходит не всем. Однако многим нашим соотечественникам, воспитанным в традициях патерналистской медицины, свойственно в вопросах собственного здоровья полагаться на «авось». Столкнувшись с первыми признаками нездоровья, люди, как правило, пытаются решить проблемы быстро, и поскорее забыть о них. О пагубности такого отношения к себе можно рассуждать долго, но ритм современной жизни часто не оставляет человеку времени остановиться и задуматься, а все ли он делает правильно, если все чаще и чаще сталкивается с «мелкими поломками» в организме, которые иногда перерастают и в серьезные проблемы.
Что же такое болезнь? И что же такое здоровье? Начать наверное стоит с последнего.
Одну из самых ранних попыток определения «здоровья» мы находим в античной культуре (VI в. до н.э.). В античном сознании здоровье соотносилось с представлениями о «гармонии», «красоте», «соразмерности». Быть здоровым означало следовать собственной природе и общей структуре вещей.
Модель здоровья Античной культуры — здоровье как внутренняя согласованность. Здоровая жизнь основывалась на руководстве разума. Основными методами оздоровления мудрецы античности признавали умеренность и заботу о себе.
В европейской средневековой медицине врачеватели стремились привести своих пациентов к безмятежному, спокойному, уравновешенному состоянию, которое и рассматривалось как эталон здоровья. Основные христианские добродетели – самообладание, воздержание, примирение страстей и избегание крайностей во многом совпадали с античными принципами сохранения здоровья. Автор «Салернского кодекса здоровья» Арнольд из Виллановы наставлял:
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
Отголоски античного идеала здоровья звучат и сегодня в психологической науке ХХ века. Идея внутреннего баланса, как основы здоровья находит выражение в психоаналитической традиции, в школе психосинтеза и во многих других авторитетных направлениях и течениях.
Наряду с античным идеалом здоровья, в ХХ веке широкое распространение получила альтернативная модель. Иногда ее называют адаптационной. В ее основе лежит основной конфликт человеческого существования – противоречие биологического и социального в человеке. Вернуться к гармоничному сосуществованию с Природой или как можно полнее интегрироваться в социум — таковы два альтернативных пути, выбор одного из которых предполагает отказ от другого. Здесь на место «здорового самоощущения» в качестве критерия здоровья приходит социальный норматив, здоровье мыслится как нечто идеальное, абстрактное. Его всегда не хватает, и с ним всегда проблемы. Именно из такой модели здоровья исходит знаменитый медицинский афоризм: «Нет здоровых людей, есть недообследованные больные».
И, наконец, третья – гуманистическая модель, базируется на представлении о человеке, как свободно развивающейся, открытой опыту и ориентированной на высшие ценности личности. Основными принципами и критериями здорового существования в свете этого эталона признается свободное творческое самовыражение, духовное самоопределение, интеграция опыта.
Если в античной модели «здоровье» синонимично «благополучию», в адаптационной модели «полноценности», то в гуманистической модели «здоровье» это всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности.
Сегодня наиболее часто применяется определение здоровья Всемирной Организации Здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия». Ясно, что мало кто из наших соотечественников смогут назвать себя здоровыми, если использовать только это определение.
Волен ли человек выбирать модель здоровья, или эта модель задается средой, в которой он живет, примером родителей и друзей? Это вопрос о свободе. Конечно, основные убеждения людей исходят из детства. Но это не означает, что в процессе жизни они не могут меняться, причем меняться осознанно. Причинами здоровья и болезней занимается сегодняшняя медицина, а также различные психологические школы и подходы.
Психологи утверждают, что у многообразных и многоликих заболеваний есть вполне реальные, узнаваемые и просчитываемые субъективные причины.
Болезнь может быть Выигрышем. Этот самая частая мотивация. Как правило, корни ее находятся в детстве, когда родители обращают внимание на ребенка только в случае его нездоровья. Выигрышем может быть внимание, забота, любовь близких, а также избегание ответственности, уход от принятия решений. Вспомним знаменитые строчки Пушкина: «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог». Привычка получать наивные выигрыши, подобно освобождению от школы в детстве, может перерасти потом в жизненную стратегию. А имитация заболевания вполне может заставить ваше Бессознательное поверить в симуляцию и воспроизвести в реальности поразившую воображение картинку.
Болезнь может быть Наказанием и Самонаказанием. Человек сделал что-то не так. Оскорбил, унизил, «нагрешил». И теперь он при помощи болезни расплачивается за это, а особо мазохистские натуры с «упоением » принимают «наказание божие». С такими пациентами часто сталкиваются психиатры.
Болезнь может быть Вызовом и Угрозой. Часто подобный мотив встречается у людей, в семьях которых имеются тяжелые наследственные заболевания. Страх и ожидание их скорого «прихода» может воплощаться во вполне реальное, но ненаследственное страдание. « У меня это наследственное,- говорит подобный больной,- точно такие же приступы случались у покойной тети моего мужа».
Болезнь может быть выгодой от утраты. В основе этой мотивации опять же опыт детства. Во взрослом возрасте цель переживания болезни как утраты – переживание беспомощности, защита от реальности, сопровождающееся инфантильной надеждой, что все может измениться в один миг и само по себе. Снижение умственных, сексуальных способностей, ограниченность физических возможностей, влекущие за собой депрессию, подавленное настроение – все это «уход в детство», когда не нужно было думать, как менять ситуацию, ибо эти решения принимал кто-то другой.
Как можно видеть, во всех этих случаях заболевание реально, но причины его не только физические. И если мы внимательно рассмотрим истории часто болеющих людей, то обязательно обнаружим у них одну из вышеприведенных мотиваций. Однако можно подойти к вопросу и с других позиций.
Болезнь, прежде всего в физиологическом плане означает страдание. А, как известно, по активной реакции на страдание и боль люди делятся на мазохистов (любящих страдать) и садистов (любящих причинять страдание). В своей книге «Невротическая личность нашего времени» ученица Фрейда Карен Хорни пишет, что мазохистское страдание выполняет вполне реальные функции:
а) прямой защиты: посредством самобичевания достигается избегание обвинений; принижение, позволяет уйти от соперничества;
б) способа достижения желаемого – страдание мощное средство получения любви и контроля;
в) замаскированного выражения обвинения других людей.
Саморазрушающее поведение – спутник мазохизма. Рассмотрите свои страдания как мазохизм, а не как уникальность именно вашего существования и вы получите реальный шанс сменить Радости Выздоровления на Радости Здоровья.
Надеюсь, что мы поняли, что за нашими физическими болезнями скрываются не только и не столько судьба и вирусы, а недоработанные проблемы, полуосознанные и недорешенные жизненные ситуации. Так как же распознать все это?
В простых случаях человек вполне может справиться самостоятельно. Просто заметив, например, что у него всегда перед встречей с господином С. болит голова, или начинает тошнить или …всего не перечислить. Организм, таким образом, намекает недогадливому разуму, что не хочет слушать про проблемы господина С., или устал от вечного плохого настроения этого вполне добропорядочного гражданина. Привыкнув замечать простые реакции, потом можно попробовать перейти к анализу и более серьезных проблем. Но не все проблемы можно решить самостоятельно. Иногда разумней и полезней сразу обратиться к психологу и уже вместе с ним искать причину недомоганий, ведь со стороны-то, как правило, виднее.
И в заключение, хотелось бы несколько слов сказать, про веру — веру в собственные силы. Даже если сегодня, ваш выбор не соответствует ни одной из вышеописанных моделей здоровья, еще не поздно создать свою. Даже если вы привыкли к своим болезням и они ваши лучшие друзья, у вас достаточно возможностей, чтобы поискать новых. Наше здоровье, очень во многих случаях, реализация определенной жизненной стратегии, а выбор жизненной стратегии зависит от нас. Какую стратегию выберете Вы? Попробуйте выбрать здоровье.
Нина Владимировна Ковалюнас