0

кризис среднего возрастаЧеловек, как известно, существо смертное. Мы приходим в мир, чтобы получить определенный опыт и уходим, осмысляя все, что достигнуто. Между точкой прихода и точкой ухода собственно и располагается жизнь. Если особо не привередничать, то условно среднестатистическую человеческую жизнь можно поделить на 3 этапа. Период роста, длящийся с рождения примерно лет до 20 (у девушек заканчивается чуть раньше, у юношей чуть позже). Период созидания и достижения целей, длящийся примерно до 40 лет. И, наконец, период физической инволюции – обретения мудрости и физического угасания.

Психология и философия в человеке обычно различают, как минимум, 3 ипостаси: биологическую, психологическую и духовную. Интересно, что люди настолько сложные существа, что в процессе жизненного становления эти три измерения человеческого существования могут не просто не совпадать, но вообще противоречить друг другу, что и обуславливает то, что носит название кризис.

В первый период человек растущий открыт абсолютно всем впечатлениям. Главное, что в это время можно дать человеческому существу – чувство, что он желанен в этом мире. Это чувство собственно и порождает далее ощущение уверенности, защищенности и надежности собственного существования. Ребенок первоначально познает свои духовные способности создавая свой внутренний мир, через фантазию и мечтания, которые позже преобразуются в непосредственность и разносторонность. Очень хорошо, когда в конце этой фазы ребенок приходит к убеждению, что мир полон радости и красоты, потому, что совсем скоро, в период половой зрелости, детский мир обычно «вскрывается» реальной жизнью и молодой человек сталкивается с «настоящей» действительностью, часто на контрасте с детством, представляющейся враждебной. Именно в это время появляется чувство, что тебя никто не понимает, что ты в этом мире абсолютно одинок. Задача этого периода – найти свое отношение к миру, пусть даже и временное. Биологическое и психологическое развитие происходит в этой фазе примерно параллельно.

Кризисная фаза юности с 16-17 до 21-24 лет. Именно эти годы – годы пробуждения индивидуальности. Самые важные вопросы этого периода: кто я? чего я хочу? что я могу? Если ответов на эти вопросы не находится, человек остается зависимым от своего окружения, либо всю жизнь продолжает юношеский протест, борясь со всевозможными авторитетами. Одной из задач этого периода также является нахождение связи между чувственной (биологической) сексуальностью и душевным эросом.  Только через такое осознание в принципе становится возможной полноценная любовь к другому человеческому существу.

Далее, начало взрослого бытия характеризуется сильным стремлением к экспансии. Важнейшей задачей мужчины становится начало профессиональной карьеры. Для женщины приобретает значение ответственность за создание собственного окружения. Жизнь чувств в это время очень неустойчива и интенсивна. Самооценка еще очень зависит от окружающих. Молодой взрослый человек хотел бы проявить себя и проявить в самых разных ситуациях, чтобы таким образом изучить и себя, и свои способности. Это время развития Я, осознания богатства своей внутренней жизни. Подобное понимание обычно находит себя в вовне ориентированных целях.  Кроме того, данный возрастной период — это период смены профессий и смены партнеров, период первых браков и поиска: как биологически – телесного, так и специфически духовного.

Около 28 лет – почти все ученые отмечают этот возраст — чувства несколько утихают, начинают дистанцироваться от событий. Происходит первый взгляд назад – возникает отчетливое ощущение, что человек простился с юностью. Появляется чувство вступления в какую-то новую фазу, которая ставит совершенно другие задачи. Уменьшается спонтанность и эмоциональность. Приходит время «серьезной жизни».

Профессии больше не меняются. Теперь речь ведется о том, чтобы добиться определенных обязанностей, которые обеспечивают продвижение вперед или выполнение некоей широкой жизненной задачи. Все большую роль начинает играть интеллект, чувственная экспансивность еще присутствует, но уже преобладает рассудок.

Примерно в 30 лет подводят первые итоги. В это время уже знают, что могут, что дается с трудом, и что, вероятно, вообще никогда не удастся сделать. В предыдущей фазе проверяли собственные надежды и желания, теперь речь идет о том, чтобы планировать будущее.

В свои тридцать лет человек (относительно) склонен считать себя за единственного в своем роде. Здесь Я — там мир, который надо завоевывать, опекать, изменить, побороть или бояться.

В 35 человек находится на пике своих творческих сил. Он развил в своем характере уверенность. Жизнь у него в руках. Он уже знает, что может достичь, целенаправленно работает во имя этой цели. Все свои проблемы в это время люди стремятся решить логически-организаторским путем- обобщая, анализируя факты, принимая логичные решения. Это фаза жизни, в которой человек, в зависимости от индивидуальных особенностей, более всего является материалистом. Мужчина в этом возрасте часто находит удовлетворение в сознательном служении делу организации. Те, кто планирует занять определенную должность, стремятся сделать это до сорокалетия. Что касается женщины — она тоже отчетливо проходит фазу, ориентированную на рассудок и большую организованность. Дети уже подросли: нужно справляться с требованиями школы, ведением домашнего хозяйства, профессией, да к тому же оставаться привлекательной и интересной.

В конце третьего десятка начале четвертого мир еще существует, чтобы взяться за него и изменить. Но 2-3 года, непосредственно предшествующие сорокалетию, это время уже сделанных выборов. Личность осознает себя и считает, что так и будет продолжаться впредь. В этот период часто велика опасность ожесточиться — стать эгоистом. Люди углубляются в свою работу, готовя тем самым себе социальную изоляцию. Новых друзей больше не заводят, заводят «знакомых», с которыми общаются, главным образом «полезных знакомых». Начинают интересоваться политикой. Иногда даже становятся политически активными. Для большинства людей этого возраста мир понятен и не романтичен. Люди называют себя реалистами. Планируют новые более серьезные достижения, расписывают по годам свое будущее.кризис среднего возраста

А потом вдруг (!) случается непонятное: в этот надежный и спланированный мир начинает прокрадываться сомнение.

Обычно это происходит ночью.

Человек вдруг просыпается и не может уснуть, перебирает события дня, сделанные и не сделанные дела, как вдруг, внезапно открывается осознание: мне до пенсии 25 лет… Еще 25 лет одного и того же! Человек знает, что не может ожидать ничего нового – та же работа, тот же брак, те же друзья. Откуда новому взяться? Но с другой стороны – 25 лет! Где же взять это новое?

К утру, как правило, все проходит и жизнь идет своим чередом. Но такие мгновения возвращаются, теперь уже днем и в самое неподходящее время.

Близкие в это время могут ничего не понять – списать все на переутомление и даже посоветовать врача. И действительно, в среднюю фазу жизни наступает момент, когда жизненно-душевные силы истощаются. Уменьшается жизненная жажда активности, действенного отношения к жизни. Стоит все больших усилий сохранять ту же производительность, что и раньше. Иногда ощущается угроза со стороны приходящего на смену поколения. Так, что доктор скорее всего выпишет витамины.

Но бывает и наоборот. Человек доволен работой, предоставляющей много позитивных социальных и культурных возможностей, счастлив в семье. У него хорошее взаимопонимание с подрастающими детьми и друзьями. Но!  Сорок — это тот возраст, когда часто и у многих (!) закрадывается абсурдная идея, например, подобная этой: «Если бы я только знал каково мое действительное предназначение в этой жизни!»

Близкие в этом случае, как правило, уговаривают отдохнуть. И человек отдыхает. Наступает улучшение – до поры, до времени. Однако очень скоро, как только внутри становится тихо – сомнение возвращается. И снова: гложет и гложет.

Это и есть кризис.

Всегда, когда цели, к которым человек стремился больше не дают удовлетворения, становятся пустыми и ничего существенного не обещающими, человек теряет почву под ногами. На место прежних целей приходит страх. Страх пустоты или пропасти впереди.

Этот страх может быть отодвинут в бессознательное, но и там остается активным.  Его можно попытаться преодолеть, беря все больше работы или выпивая рюмку чего-нибудь крепкого. Только он никуда не уходит. От себя убежать нельзя. Часто хочется поменять работу или поменять жену, или поменять и то, и другое. Только это бесполезно. Нельзя избавиться от кризиса ценностей. Нельзя стать снова девятнадцатилетним. Но кое-что можно.  Можно начать делать привычное по-другому.

Делать привычное по-другому, означает вначале найти новые ценности, ради которых можно жить. Эти ценности, как правило, могут прийти и приходят чаще всего из области духовных интересов. Это третья большая фаза жизни: по китайской поговорке, фаза, в которую становишься мудрым. Начинается она в сороковые годы. Если говорить точнее, то в 42.

В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы. Для женщины на эти годы приходится конец репродуктивной фазы. Для мужчины это время повышенных сексуальных потребностей, женщина их, кстати, часто не понимает. Психологически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров, склонностью к принятию иллюзорных решений. В духовном смысле – это годы борьбы с пустотой: кажется, что почва под ногами потерялась и впереди ничего нет.

Реакция на данную ситуацию может быть абсолютно различной. Многие видят в ней доказательство собственной слабости, считают, что должны это изменить как можно скорее. Работают еще интенсивнее, ещё ожесточеннее и агрессивнее делают карьеру или глушат голос слабости алкоголем и сексуальными приключениями, иногда, напротив, телевизором. Некоторые находят виновного во всех непонятных чувствах и изменениях, чаще всего им становятся начальник или супруг(а).  У мужчин встречается в это время: «Анна меня больше не понимает», у женщин «Виктор больше не интересуется мной». На своем жизненном пути человек оказывается на распутье. И выбор, который он делает теперь определяет течение его дальнейшей жизни.

В поведении и психическом отношении в это время появляется конфликт. Так мужчина, с одной стороны, снова хочет быть молодым, еще раз двадцатилетним, но имеющим опыт, который к этому времени накопил. С другой стороны, он хочет выполнить основную задачу своей жизни. Желание снова стать молодым, которое скрывает тоску по чему-то новому в жизни, может реализовываться в проекциях вовне: многие мужчины в этом возрасте носят свободную и спортивную одежду, приобретают пружинящую походку и стремятся быть остроумными. Однако и женщины вдруг омолаживаются у косметолога и хотят, чтобы их принимали за старшую сестру их дочери. Иллюзия, что все еще можно начать сначала и снова стать двадцатилетними конечно развеется. Но многие мужчины и женщины способны сохранять ее очень долго.

Это период перестройки, который лучше всего описывается понятием «духовное созревание». До сорокалетия все еще возможно, перед человеком есть только будущее. Теперь будущее получает горизонт. Время бежит все быстрее и прошлое становится все продолжительнее.

В это время лучше всего могут развернуть свою деятельность люди с духовными задачами, например, художники или политические руководители. Они переживают начинающиеся пятидесятые годы, как начало действительно творческой фазы. У остальных все гораздо зыбче. В сороковые годы в распоряжении человека находятся все возможности его психики. В связи с чем возникают вопросы: для чего я хочу их использовать? Что я должен делать в этой жизни? Какова моя действительная задача?

Иногда этот кризис именуют кризисом середины жизни.

Знание о том, что происходит дарует несомненное преимущество. Осознавая, что это всеобщий процесс, что речь идет не исключительно о тебе самом, человек может избежать многих ошибок, например, поиска «козлов отпущения» в своем окружении или жизненных обстоятельствах. Достижение зрелости –это процесс развития, который не минует никто, даже знающий. Причем толчок приходит извне, но человек на него не реагирует, если не созрел.  И если слова «Судьба приходит изнутри» справедливы — то именно для этой фазы. Судьба приходит изнутри, даже если об этом говорит тебе внешний мир.

krizis_srednego_vozrasta_u_muzhchinyi

В конце сороковых годов кризис постепенно отступает. Выясняется, найдено новое или нет. Если нет, то все последующие фазы становятся линией жизни, ведущей к трагическому.

Человек, например, может начать «утопать» в своей работе, ему начинает нравится настаивать на своих правах, даваемых рангом, любой активный молодой человек может начать восприниматься как угроза. Собственный опыт и собственное прошлое начинают идеализироваться, а новое не способно ни восприниматься, ни перерабатываться. Рассуждения о том, что современная молодежь слишком избалована, не уважает старших, ничего не умеет, а желает только больших денег – как раз следствие не найденных новых оснований бытия и такие рассуждения можно прочесть уже в древнеегипетских текстах.

Но если новое найдено, то, для человека, преодолевшего кризис сорокалетия, пятидесятые годы являются своего рода освобождением. Горизонт расширяется, рождаются новые, далеко идущие темы и проблемы. Жизнь становится интереснее, больше волнуют всеобщие темы. Появляется новая незнакомая и глубокая радость при наблюдении роста молодых, желание помочь делом и советом. Проявляются новые творческие способности. Середина пятидесятых годов – время второй творческой кульминации. И у мужчин, и у женщин есть возможность обобщить свой жизненный опыт и еще достаточно сил, чтобы привнести его в жизнь.

После кризиса наступает новый возраст —  возраст больших свершений и больших личностей. Жизнь получает новый импульс развития. Это следует знать, чтобы совершить переход и использовать кризис в положительном смысле. С удовлетворением констатировать, что снова способны на многое, поблагодарить за прожитое и осуществить еще один аспект лейтмотива своей жизни.

К сожалению, не у всех получается сделать это самостоятельно, или в процессе поиска себя теряются надежды и ориентиры. Если это про Вас, не стесняйтесь обращаться за помощью. Кризис середины жизни – не уникально ваш процесс. Ваша задача, проходя его, выйти на новый этап целостным и обновленным.  И если на этом пути нужна помощь, взрослый подход: попросить и получить ее.

Ваш психолог Нина  Владимировна Ковалюнас.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий






один × 1 =