12

Игры в которые играют люди.Основное время жизни среднестатистического человека расписано. Часть отведена работе, часть семье, часть хобби. Но остается еще какое-то время, которое девать вроде – бы некуда. Время для раздумий, глупостей или скуки. Раздумья для взрослого – норма жизни, на глупости решаются не все. А скука – нечто родственное «ничего-не-хотению.» Когда разум размякает, и место планов и стремлений    занимает лень.  Скука бывает тоскливой, когда есть четкое ощущение, что чего- то или кого-то  не хватает. Но скука бывает и мягкой, мурчащей, как кошка на теплом окошке. Такая скука рождается из насыщенности и может сделать  жизнь  приятнее.

В психологии есть  понятие « голод на инциденты». Простенькое словосочетание, за которым скрывается, однако,  множество объяснений непонятных, на первый взгляд,  действий вполне добропорядочных людей.  Действий, которые и сами эти порядочные люди объяснить не в силах, как и понять причину, которая их породила.

Голод на инциденты  может быть истоком различных  событий, вовсе не обязательно  имеющих позитивный характер. Люди попадают в больницы, устраивают скандалы на работе, в семье, имеют конфликты с правоохранительными органами, смешно как-то говорить  — от скуки, но в реальности причиной выступает именно она. Конечно, объявить  взрослому, состоявшемуся человеку, что причина многих бед в его жизни  — результат однообразия его жизненного расписания, в котором явно недостает щекочущих нервы происшествий – значит вызвать как минимум непонимание. Тем не менее,  верим мы в это или не верим, голод на инциденты – факт с которым лучше считаться.

Сидишь ты себе в офисе,  выполняешь работу, в которой прекрасно разбираешься и так подряд лет десять, пятнадцать, а дома ждет гарантированный обед и встречи по субботам с друзьями, и дети лапушки и  супруг (а) золото.  Вот только что-то или чего – то  не достает. Скучно… Так появляются служебные романы, так люди впадают в длительные экзистенциальные кризисы, так формируется почва для инцидента — у каждого своего.

Большая часть времени человеческой жизни структурирована. Время скуки в том числе.  Голод на инциденты удовлетворяется в современном обществе  цивилизованно:  можно сходить в кино, съездить на интересную экскурсию, можно пощекотать нервы  на экстремальных проектах, но не всем и не всегда этого достаточно.  В каждом из взрослых людей есть некая доля ребенка, которому всегда мало предложенного времени и уровня игры. И хочется больше и больше.  Это как в детстве, когда из окна мамин голос: « Домой!», только заставляет выторговывать еще полчаса, еще пятнадцать минут и еще чуть – чуть.  Да, в детстве родитель  неизменно останавливает  ребенка.  А вот кому остановить взрослого?

Кстати сказать, аналогии с детством здесь не всегда уместны. Дети существа гармоничные, до времени пока еще не облагорожены общественными нормами. Любой импульс воспринимается ими как руководство к действию, любая избыточная энергия, так или иначе, высвобождается. Во взрослой жизни  все не так.  Есть правила, которые не нарушаются, есть процедуры и ритуалы, определяющие нормы поведения. Нарушить их решится не каждый, да и мир взрослых устроен так, что часто – лучше не нарушать. Избыточная энергия  от наличия правил, никуда не девается, ее все равно  приходится тратить.  И взрослые программируют себе инциденты и начинают играть во взрослые  игры. И пусть Вас не обманывает  здесь слова «игра», взрослые развлечения меньше всего напоминают то, что мы воспринимаем как игру, игру как  нечто, что  привнесено во взрослый мир из детства.

Слово «игра» предложил для обозначения способа структурирования времени  знаменитый психолог  Э.Берн. Слово это прочно вошло в психологический лексикон, настолько прочно, что любой, кто слышал про трансактный анализ в психологии, сразу поймет:  что имеется в виду.  Только вот люди, специально психологией не интересующиеся, не всегда осознают,  о чем идет речь, а некоторые недобросовестные психологи даже пользуются подобным непониманием.

Я предлагаю  выйти за рамки широко применяемой концепции Э.Берна и  рассмотреть игру как игру. И вот в таком широком понимании об игре   необходимо знать следующее.

Игра, в ее первичном понимании – не  обыденная  или  настоящая  жизнь, это некая свободная деятельность, которая осознается  как « ненастоящая», принимается как таковая, и, тем не менее,  может полностью захватить играющего. Основная функция игры – удовольствие от участия.  Игра не обуславливается никакими ближайшими интересами (материальными или доставляемой пользой). Игра протекает в определенном времени или пространстве, упорядочена с определенными правилами. Важно:  игра  свободна. Игра всегда свободное действие — игра по принуждению не может оставаться игрой.

Эти признаки игры необходимо знать людям, попавшим  (вовлеченным) по тем или иным причинам в чужие игры.  Особенно,  связанными  с получением выгоды. Типичная ситуация – охлаждение в браке, чтобы взбодриться – находится третий нелишний, выполняющий функцию стимула, заставляющего супругов по- новому взглянуть друг на друга. Игровой ситуация остается, пока все стороны четко осознают и соблюдают свои роли. И действие перестает быть игрой, если одна из сторон решается на кардинальные статусные изменения. Или другой пример:  Ваш начальник играет в Рубаху-парня, он такой же, как все, простой, доступный, всепрощающий. Здесь    все получают удовольствие ровно до тех пор, пока кому-то (вполне возможно, что и Вам), не вручают приказ об увольнении без объяснения причин. Можно вспомнить и более трагичные ситуации: Некто  грозил, грозил повеситься, все уж привыкли и начали получать удовольствие от ситуации, а он взял, да и, правда, в петлю полез. Неожиданно…

Во взрослой жизни таких ситуаций не счесть. Поскольку скучно, а  удовольствия всегда недостаточно. Если Вы любите играть или просто играете в подобные игры,  просто обратите внимание на степень собственной  вовлеченности и распознайте, когда необходимо сказать себе: «Домой!».  Иначе  сказать это могут неожиданно и не тем способом, который Вы бы сами для себя выбрали.

Здесь еще важно знать, что  войти в игру гораздо проще, чем ее покинуть. Одно из составляющих игровой ситуации – азарт. Игра  дает радостное возбуждение, раскрывает человеческие способности, удовлетворяет потребность в отдыхе и разрядке напряжения.  Всякая игра что-то значит.  И всякая настоящая игра бесцельна. Настоящая цель игры — игра. И, кстати,  чтобы выйти из игры – надо нарушить ее правила.  Но, тогда радость опять сменяется обыденностью, восторг вовлеченности – повседневностью. Именно поэтому многие предпочитают играть, даже в уже не приносящие удовольствия игры. Или устраивают себе инциденты, спасаясь от скуки. А может, стоит научиться иногда вот просто так, взять  без излишеств   и поскучать?

Нина Владимировна Ковалюнас

12 Responses so far

  1. марк:

    Моё мнение вопрос развёрнут полностью, автор выжал всё что можно, за что ему мой поклон!

  2. Кэр:

    Хм… даже такое бывает.

  3. Юрий:

    Наткнулся случайно на Ваш блог. Теперь стану постоянно просматривать. Надеюсь, не разочаруете и дальше/Спасибо, хорошая статья. Подписался.

  4. :x

    спс за инфу :idea:…

  5. :twisted:

    спасибо за инфу :razz:…

  6. :lol:

    спасибо за инфу :?:…

  7. Еkzabeta:

    Душевная статья, честно, мне очень понравилось,
    постер вообще частенько радуете гостей своими творчеством.
    с текстом с многим сложно не согласится.
    от всего сердца продолжайте в том же духе.

  8. Спасибо! Отличная статья с понятным выводом. Творчество проистекает из скуки и желания сделать что-то новое, это точно. А заполнять это время играми — скорее суррогат, чем решение.

Оставить комментарий






4 − = два