1


Коммуникация.
Разные люди — разные миры.

Я теперь учу его Заветным Словам Джунглей,- очень серьезно говорил Балу.

— А какие же это Заветные слова?

— Поди сюда, Маленький Брат! Скажи Багире Заветные Слова Джунглей, ты, великий ученый.

-«Мы с вами одной крови, вы и я»,- сказал Маугли по — медвежьи.

— Хорошо! Теперь Слово Птиц.

Маугли повторил те же слова, свистнув как коршун.

Теперь Слово Змеиного Народа.

В ответ послышалось непередаваемое никакими словами шипение.

(Р.Киплинг. Маугли).

 

Мир, в котором мы живем, трудно назвать миром взаимопонимания и гармонии. Когда действия другого человека нас расстраивают, мы восклицаем: « Я его не понимаю!». И это еще мудрый вариант отношения к чужому мнению, поведению, выражению себя.
В жизни,  чаще всего, на «непонимание» мы реагируем осуждением, попытками изменить Другого, привести его представления, действия и даже внешний вид в соответствие с нашими собственным убеждениями. Иногда так поступаем мы, иногда так поступают с нами.  В первом случае, мы гордимся своей правотой, во втором, возмущаемся чужой неадекватностью. Психологи здесь рекомендуют вспомнить знаменитую молитву гештальтиста:

« Я — это я. А ты — это ты. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты – не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я. А ты есть ты. Аминь».

И конечно, идеально  было бы, если бы мы сами и все наши «коммуникаторы» знали эти слова  наизусть и в случае несовпадения мнений просто повторяли их про себя. Многих конфликтов можно было бы избежать и многие разногласия могли бы разрешаться менее болезненным образом, если бы в обыденной жизни чаще использовались  эти гениальные в  своей  простоте фразы. Знание девиза гештальтистов, безусловно, пригодилось бы всем, но в реальной жизни это возможно только в очень специализированной среде. Большинство «непросвещенных» обходятся  без этого, несомненно полезного знания. Общение   таких «неучей» вызывает, как правило, конфликты разной степени тяжести. Кстати многие  искренне не понимают, почему с ними происходят подобные вещи,   почему  такие ситуации повторяются, и как с этим быть. Оговорюсь, что речь сейчас  идет о коммуникации с людьми, которые не входят в наше ближайшее окружение. В «ближнем круге»  существуют свои очень тонкие оттенки  правил общения,  о которых в этой статье речь не пойдет.

Профессиональные психологи знают, что основная причина неэффективной коммуникации с другими людьми — неизжитые  инфантильные механизмы взаимодействия, которые мы приносим во взрослую жизнь из детства. В основном, это перенос и проекция.  Сразу надо уточнить, что и перенос, и проекция являются базовыми психологическими механизмами, заложенными в психику человека на глубинном уровне, именно они делают человека социальным существом. Но они, же способны порождать большие трудности в коммуникации, поскольку функционируют на неосознаваемом  уровне и обнаруживаются только тогда, когда коммуникация уже зашла в тупик.

Проекция  — это наделение  окружающих людей  нашими собственными мыслями, чувствами, чертами характера. По сути дела это самообман, помогающий, правда, созданию чувства общности. Перенос — проявляется в том, что общаясь с одним человеком, мы переносим на него отношения с другими значимыми для нас людьми. Не углубляясь в специальные вопросы, скажу только, что полностью убрать перенос и проекцию из коммуникации нельзя, но их осознание и рационализация  может повлиять на ситуацию, изменить ее в лучшую сторону.

Если Вы никогда не слышали ни про проекцию, ни про перенос, несомненно, все равно Вы сможете научиться эффективно взаимодействовать с другими людьми, если только поймете и примите некоторые важные принципы.

Принцип первый: основой любой успешной коммуникации является первоначальный акт осознанного признания другого человека Другим. Мастера общения делают это автоматически, те, кто еще не научился, должны первоначально напоминать себе этот очевидный факт. Признание другого Другим означает, что у этого Другого есть и будут не совпадающие с Вашими представления об «общеизвестных» вещах, отличные от Ваших суждения и оценки, собственное видение мира и правила взаимодействия с ним. Понять Другого и наладить с ним  общение легче, если Вы в обязательном порядке, сделаете этот  шаг первоначального акта признания  чужой «инаковости».

Принцип второй: признание « инаковости» Другого означает признание его права на иной образ мышления и  стиль (образ) жизни.  И в этом ином образе мышления и стиле жизни тоже есть свои принципы и правила (у каждого свои), понять которые, означает возможность сделать коммуникацию более эффективной. Люди живут исходя не из Ваших, а из своих правил и приоритетов. И если Вы хотите улучшить свой стиль общения, придется основываться именно на этом. Являясь в общем, противником  обобщений, для упрощения понимания, все же приведу некоторые  типизации.

Существует тип людей, которые предпочитают правила, регламентации и инструкции любым другим типам взаимодействия. Для них не имеют значения нравственные суждения. Жизнь их построена на знании, конформности, удержании людей в «рамках». Коммуникация с подобной культурой предполагает ее принятие: знание правил, подчинение дисциплине, демонстрацию стремления довести дело до конца. Тех, кто не желает этого принимать, сначала уговорами стремятся привести к «общему знаменателю», в случае неудачи, накладывают на «нерадивого» санкции или же прерывают общение. Здесь либо ты принимаешь чужие правила, либо исключаешься из взаимодействия.

Второй тип коммуникации – коммуникация с людьми, предпочитающими доказательства, рациональность и логику. Общаясь с такими личностями, надо сообщать им информацию именно такого рода. Все из области чувств и эмоций немедленно вызовет подозрение. Речь здесь должна строиться на фактах, дискуссия возможна только на рациональной основе.

Совершенной противоположностью этой культуре являются Чувственные личности. Эти люди живут в мире ценностей и чувств, постоянно оценивая и судя окружающих. Они знают (чувствуют), что важно для других людей, верят в лучшее в людях. Общаясь с подобным человеком, будьте готовы, что любую нейтральную информацию он воспримет как Ваше мнение о нем самом и это вызовет бурю эмоций.

Наконец, четвертый тип — Творческая личность. Ярко выраженные «творцы» живут в реальности, которую они создали сами и за которую только они несут ответственность. Другие люди – только «обрывки их воображения». Когда эти люди «меняют точку зрения», вселенная создается заново. Если хочется, чтобы что-то изменилось, оно меняется. Нет ничего невозможного. Для таких людей плоды их творчества «священны» и другим нечего соваться в их дела.

Подобное разделение не абсолютно. Рационалист может жить эмоциями и  творить, но в  дополнение к логическим построениям, или в небольшом объеме. В общем случае, факты будут для него все же приоритетны. Этих людей мы часто встречаем в науке, тогда как первый тип – встречается в юриспруденции и управленческих структурах.

Как любая типизация, предложенная схема недостаточна для описания реальности мира, но может дать некоторые первичные  подсказки для достижения коммуникативного успеха.

Последний  принцип эффективной коммуникации:  ответственность.

Если вы сделали первые два шага, то Вам же придется делать и третий. Не стоит ждать, что когда Вы что-то правильно объяснили человеку, он тут же примет Вашу точку зрения. Даже если он захочет услышать Вас,  знать еще не значит понять, а понять еще не значит принять. Будьте готовы к тому, что именно Вам придется изначально понимать реальность другого человека и приспосабливаться к ней. Если Вы обладаете знанием принципов эффективной коммуникации, то Вам и предстоит вести процесс к успешному достижению ваших целей. Не ждите помощи от противоположной стороны, используйте знания. Чем чаще Вы будете брать  ответственность за результат коммуникации на себя, тем быстрее добьётесь успеха. Поверьте,  это действительно только вопрос времени.

Нина Ковалюнас.

One Response so far

  1. Conta:

    Поздравляю, эта блестящая мысль придется как раз кстати

Оставить комментарий






5 + = шесть