«Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует и ценить себя ниже, чем стоишь» И. В. Гёте В этой статье я хочу поговорить о самооценке. Мы так часто привыкли говорить: «У него заниженная (завышенная) самооценка»; «Она слишком низко (высоко) себя ценит»; «Они неадекватно себя оценивают», что волей – неволей хочется задать вопрос: «А что есть какая-то норма оценивания кого-то?». И видимо все, кто применяют вышеуказанные эпитеты её знают? А если знают, то из чего она складывается? Кем выработана, для чего нужна?
Вряд-ли конечно в повседневной реальности кто-то пытается найти ответы на эти вопросы, но о заниженной и завышенной самооценке рассуждают многие. И даже умудряются каждый раз определять отклонение от неизвестной, как правило, нормы.
Итак, самооценка.
В принципе, самооценка, это то, как вы сами оцениваете себя. Она всегда субъективна и отражает степень вашего самоуважения.
Классик психологии У. Джеймс вывел формулу, наглядно демонстрирующую связь нашей самооценки с достигнутым успехом и имеющимися притязаниями:
Самооценка = успех: притязания.
Здесь задачи, которые мы перед собой ставим называются притязаниями, а достигнутый результат- обозначен как успех. По этой формуле выходит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая уровень притязаний. И в норме, это действительно так, но все же не все с самооценкой оказывается так просто.
Самооценка может основываться на сравнении уровня притязаний с реальными результатами и на сравнении себя с другими людьми.
В первом случае речь идет о сопоставлении того, какой вы есть в действительности с вашим представлением о том, каким вы хотите быть.
Во втором случае вы определяете, какое место вы занимаете среди других людей.
Самооценка формируется в детстве под влиянием взрослых – сначала близких и родственников, а потом знакомых и незнакомых людей. И если Вами на сегодняшний день самооценка интуитивно оценивается как неадекватная, то причин тому может быть множество: упреки родителей, недостаток любви и внимания, насмешки одноклассников, замечания незнакомых людей, неумение делать что-либо как хочется, недостаток опыта в тех или иных ситуациях, завышенные требования к себе. Зачастую это приводит к образованию разного рода комплексов. Человек начинает сравнивать себя с другими и приходит к выводу, что не соответствует установленным кем-то стандартам. Дальше-больше. Человек начинает считать себя хуже других.
Но ведь на самом деле никто не лучше и не хуже других! Все по-своему хороши и плохи, всем присущи и достоинства, и недостатки.
Самооценка, основанная на том, что говорят о вас другие всегда неверна. В первую очередь потому, что каждый человек видит мир по-своему. Сколько людей- столько мнений. Не стоит даже пытаться подстраиваться под это многообразие, даже если очень хочется, это не получится. Кроме того, у каждого человека есть три зоны осознавания: он сам, объекты окружающего мира и зона фантазий. Осознавать себя – это значит чувствовать и замечать свои чувства и действия, мысли и фантазии. Осознавать окружающий мир – это значит воспринимать органами чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус) мир вокруг себя без интерпретаций, лишь регистрируя то, что происходит и соотнося эту информацию со своей реакцией на нее.
Третья зона — зона фантазий, находясь здесь человек не осознает, что фантазирует и принимает свои фантазии за реальность собственной жизни и реальность окружающего мира.
Многие из нас сталкивались с тем, что в детстве взрослые требовали, чтобы мы угадывали их чувства и мысли, и сами пытались доказать, что они знают, что с нами происходит: «Разве ты не видишь, что я чувствую?», «Все вижу по твоим хитрым глазам!». Большинство людей и вправду уверены, что они могут видеть и чувствовать доподлинно то, что происходит с другими. Однако на самом деле никто из нас не может знать мыслей и чувств другого. Тогда стоит ли подстраиваться под фантазии?
Полезный навык для формирования адекватной самооценки – это перестать «знать», что о вас думают другие, более того понять наконец, что вы в принципе это знать не можете.
Адекватная самооценка должна формироваться на основе результатов действий, а не на основе оценки Вас другими. Причем оценка результатов ваших действий тоже должна быть не чужая, а своя собственная. И первое что надо изменить, чтобы изменить самооценку – научиться брать инициативу в свои руки.
Чтобы повысить самооценку просто необходимо начать развивать чувство собственного достоинства, прислушиваться к своим желаниям, учиться уважать себя.
Не менее важно избавиться от комплексов. Комплексы — как правило, это результат отражения в «кривых зеркалах». Они формируются на основе слов и действий других людей. То есть на представлениях и предубеждениях других.
Чтобы избавиться от комплексов, нужно понять, какую выгоду Вы из этих комплексов извлекаете.
Возможно, они выполняют защитную функцию и оправдывают Вас в случае неудачи: «Я так и знал, что у меня ничего не выйдет», «Ничего не поделаешь, я всегда была такой… (невезучей, упрямой, стеснительной)», «Она красивая и стройная — не то, что я. Поэтому у нее есть поклонники, а у меня нет».
Но на самом деле вы оправдываете свое:
- Незнание (Я не знаю, что мне надо сделать, чтобы получилось так, как я хочу»).
- Нежелание («Да не буду я там всякие психологические упражнения делать и вообще не буду ничего менять»).
- Бездействие.
Каждый может добиться того, что хочет, просто надо перестать путать свои Комплексы со своей Уникальностью и держаться за них. Любой комплекс основан на прошлом негативном опыте или страхе перед неизвестным будущим. Но для настоящего момента они не имеют никакого значения.
Создавайте адекватное представление о самом себе, с полным осознанием того, что даже если вы по привычке поступаете так, как поступали всегда, то в следующий раз вы можете поступить и по-другому.
Наша самооценка всегда в наших руках. На то она и САМОоценка. Если мы хотим чувствовать себя хорошими, умными, значимыми, нам не нужно искать это у других. Другие могут дать нам поддержку. Но не одобрение. И уж не в коем случае не порицание.
И всегда есть способ самостоятельно решить проблему с самооценкой: либо понизить уровень своих притязаний, либо найти собственный способ увеличить успех.
Нина Ковалюнас.