3

Манипулирование поведением и сознанием. Мы живем в век информации, в век, когда даже самый совершенный продукт эволюции – человеческий мозг не способен быстро, что называется «с ходу» распознать и нейтрализовать в информационном потоке вредные течения, тем более, сразу оценить степень их потенциальной опасности. Не случайно, поэтому именно сегодня заговорили о необходимости информационной защиты человека от продуктов его интеллектуального творчества, о растущей опасности манипулятивных воздействий, изменяющих и подчиняющих себе как сознание отдельного человека, так и целых групп людей. Что же следует понимать под манипуляцией? Всегда ли манипуляции вредны? Можно ли их убрать из нашей жизни вообще?

Сегодня каждый образованный человек знает, что заложенная в нас биологическая программа поведения изначально недостаточна для того, чтобы можно было бы считать нас людьми. Она дополняется программой, записанной в знаках культуры. Эта программа – коллективное произведение, значит, наше поведение всегда находится под воздействием других людей. Защитить себя от этого воздействия мы в принципе не можем. Однако не все воздействия мы определяем как манипуляцию.

Интересно, что само слово «манипуляция» предполагает, я не говорю «включает», уместнее скорее слово «подразумевает» в социальном оценивании некую долю аморальности. Манипулятор – это по определению «плохо», а « манипулятивное воздействие » — неправильно. Манипулятивным, мы, как правило, называем воздействие, которым недовольны. Если, в магазине вы покупаете по совету продавца наряд, который Вам не нравится, Вы, скорее всего, обвините продавца: « Он мной пытается манипулировать». Если же наряд Вам подойдет, реакцией, возможно, станет обратное: « Он дал мне хороший совет». Поэтому, разберемся, сначала с терминологией.

Манипулирование происходит от латинского: “manus» — рука; «manipulatio» — делать что-либо рукой; буквальный перевод: «сложное действие рукой или руками при выполнении какой-то работы». Но в таком значении термин используется редко, разве что в технике.

В отношениях между людьми слово « манипуляция» применяется в переносном смысле. Манипуляция – это ловкое обращение с людьми. Здесь манипуляция– это скорее метафора: ловкость рук в обращениях с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми. Смысл слова «манипуляция» очерчивает и набор средств подобного воздействия — им обозначается только воздействие на людей «с ловкостью», и даже «скрытое» от самих объектов воздействие. При этом понятие «манипуляция» распространяется только на духовные, психологические воздействия. Физическое насилие под это определение не попадает. То есть если под угрозой оружия у Вас отобрали деньги, то Вам почти наверняка не придет в голову обозначать такое поведение как манипуляцию. Вы скорее назовете это агрессией. Хотя здесь, как и в случаях с манипуляциями человеческое поведение в определенных пределах программируемо, и предсказуемо.

Итак, выяснили, манипуляция – это психологическое воздействие, осуществляемое « ловко» и «скрытно». Очевидно, что у такого воздействия обязательно должна быть цель. Но, об этом чуть позже.

Психологи выделяют несколько основных характеристик манипуляции:

1. Ведет к возбуждению у другого человека желаний, намерений или установок, не совпадающих с его актуально существующими;

2. Нацелена на изменение направления активности объекта воздействия, совершение им заданных манипулятором действий;

3.  Создает у объекта воздействия (жертвы) ложное впечатление самостоятельного управления поведением.

Если соблюдены все три характеристики – это классическая манипуляция. Если не все, то возможно, это другой вид психологического воздействия.

Еще один важный, но далеко не очевидный признак манипуляции, объясняющий ее отрицательное социальное оценивание : к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к Объектам, Особого рода вещам. Жертва манипуляции не друг, не партнер, не соперник. Это скорее вещь, лишенная статуса свободной личности. Необходимо это принимать во внимание, потому, что манипуляция – всегда связана с властью, точнее с приятным ощущением возможности иметь власть над кем-то. И этот кто – то лишен человеческого статуса.

Распознать этот элемент манипуляции не так просто. Тем не менее, он необходим, чтобы правильно оценить характер воздействия. Почему? Потому, что без этого признака под определение манипуляции попадает очень многое, например, процесс воспитания.

Хотя отечественная академическая педагогика ничего не говорит о манипулятивности воспитательного воздействия, на практике это – постоянное явление, ибо «воспитанный ребенок» — это тот, который совершает необходимые действия: « вежливо разговаривает», « помогает товарищам», « уступает место старшим». И эти действия должны у «воспитанного ребенка» осуществляться автоматически, как говорят педагоги: « Это должно быть у ребенка в подкорке». Значит, в процессе воспитания необходимо подобные ценностные ориентации перевести в подсознательные программы действий. Значит надо влиять на подсознание детей помимо, (а часто и вопреки их воле). Это достигается и директивными методами: «Не хочешь, заставим» и более мягкими уговорами:« Не хочешь – сделаем так, чтоб захотел». Оправданно такое положение до тех пор, пока дети не являются полноценно специализированными членами человеческого общежития. Как только дети способны войти в социум как его полноправные члены, тотчас подобное воздействие на них становится морально неоправданным.

В случае манипулятивного воздействия точно по той же схеме поступают с взрослыми:« Не хочешь – заставим!», « Все еще не хочешь – сделаем так, чтоб захотел!». Имеется много манипулятивных технологий. Все они, так или иначе, связаны с искажением информации, в которую Жертва должна поверить. Для этого манипулятору необходимо проделать ряд подготовительных действий:

Отвлечь внимание жертвы от своих реальных намерений;

Вступить с ней в доверительный контакт;

Выявить важные мотивы и привычные стереотипы.

После этого манипулятор убеждает жертву, что он действует именно в ее интересах и может добиться того, что жертва добровольно делает то, что нужно манипулятору и лишь потом (да и то не всегда) догадывается об обмане.

Наиболее грубая форма манипулятивного воздействия – психологическое давление. Для его осуществления, чтобы быть уверенным в успехе действия, манипулятор старается создать перевес сил над Жертвой, т.е. иметь явное преимущество, по какому — либо параметру: квалификации, должности, владению информацией, контролю над ситуацией и т.п.

Манипуляции бывают стратегические (стиль жизни) — в партнерских отношениях, это например игра в «маленькую» и «слабую» рядом с «большим и сильным», или наоборот игра в «большого и сильного» рядом с « маленькой и слабой». Манипуляции бывают тактическими — набор поведенческих схем для решения сиюминутных задач, когда одна фраза или жест заставляют партнера изменить поведение в нужную сторону: « Я для тебя столько сделал, а ты!» или « Что скажут люди!».

Нейтрализовать манипуляцию лучше всего обнародованием скрытого мотива поведения манипулятора. Это лишает все подготовительные действия смысла. А для этого надо манипуляцию сначала обнаружить, а потом сам мотив распознать.

Что бы снизить возможности скрытого манипулирования в принципе, необходимо снижать собственную зависимость от стандартов поведения и социальных ролей. Очень важно также самому быть настроенным на сотрудничество и партнерство. Поскольку в манипуляции всегда предполагаются две стороны, включаясь  в манипуляцию,  Вы признаете за другим право,  это же  осуществлять и с Вами.

Нина Ковалюнас.

3 Responses so far

  1. JACKALL:

    Радует, что ваш блог постоянно развивается. Такие посты только прибавляют популярности.

  2. Саша:

    Классная статья — спасибо!

  3. Настя.:

    Полностью согласна!

Оставить комментарий






три + 8 =