0

 

Тунеядец: кто он?Когда мне неожиданно задали вопрос: «Как вы относитесь к тунеядцам?», честно говоря, я сначала опешила. Мне казалось, что ответ настолько банален, что не требует серьезных размышлений. Из давно оставшегося в прошлом советского детства хорошо известно, что тунеядство, это плохо. Почему?   Да, а  действительно, почему? И что это за феномен такой в современной  действительности?  Есть ли он вообще и если есть, то, в каком социальном  измерении,  в каком виде существует?

Когда я действительно задала себе эти вопросы, выяснилось, что даже вокруг меня тех, кого в лучших традициях прошлого, можно назвать «тунеядцами» достаточно  много. Только называются эти люди теперь по-другому и отношение к ним вполне терпимое.

Но, сначала давайте определимся, кто же  такой «тунеядец» в принципе? И обратимся  для этого к  специальной науке – языкознанию.

Наречие туне в старославянском языке употреблялось в значении «зря, напрасно» (вспомните выражение все старания втуне, то есть «напрасны ваши усилия»). Теперь добавим к туне слово ядец (производное от старославянского же глагола ясти «есть»), то есть «едок». Получаем буквальный смысл слова тунеядец – «человек, которого напрасно кормят», а дословно – «который ест зря».

Далее, во всех старых и новых  толковых словарях слово «тунеядец» несет отрицательную нагрузку.  Как правило, это человек, живущий за  (на) чужой счет, бездельник, паразит, дармоед.  Под это толкование попадают и женщины, живущие на деньги мужей, и мужья, живущие за счет жен и взрослые неработающие дети, существующие за счет родителей. В отличие от советского прошлого, уголовного преследования за тунеядство на сегодня не существует. Да и отрицательная маркировка данного социального явления несколько поразмылась.

Размышляя о своем отношении к тунеядству, я заметила, что мне, например, неприятно применять само это слово к некоторым  людям, которые есть в моем окружении. Ну не могу я назвать «тунеядкой» подругу, которая не работала ни дня в своей жизни, зато вырастила двух прекрасных детей и всегда была опорой и «надежным тылом» мужу, сопровождая его на всех этапах его сложной и полной взлетов и падений карьеры бизнесмена. Очень трудно мне назвать тунеядцем знакомого, который потерял престижную работу, да  так и не смог подняться после кризиса 2008 г., отдав функцию обеспечения семьи жене, полностью поменявшись с ней социальными ролями. Да, теперь именно он сидит дома с детьми и готовит обеды и ужины, но ведь они с женой совместно приняли решение, что для семьи так будет лучше. Так, что ни обид, ни упреков, ни у кого нет.

Сложнее конечно, когда в глаза бросается скрытая выгода. Когда взрослый сын не устраивается на работу 2, 3, 4 года.. И  престарелым родителям никак нельзя уходить на мизерную пенсию, потому, что прожить на нее невозможно, а помочь  некому.  Когда,  пряча слезы, пенсионерка- мать,  жалея сыночка, идет  еще и на вторую работу по вечерам, иначе  ведь «семью накормить  не на что»… Вот это уже похоже на «тунеядство».    То же самое, думаю,  можно сказать  о  взрослой женщине,  если она,  привыкнув жить  на деньги  мужа, после развода не  желает устраиваться ни на какую работу, считая себя жертвой, которой теперь « все должны» до конца жизни. Жизни, которая именно  из-за развода не удалась, а значит, тот самый  муж  и должен за это платить: за все  «напрасно проведенные с ним  годы».    Если  женщина живет на подобные средства  годами, ничего не пытаясь менять, только обвиняя и вымогая – это все тоже уже тунеядство, хотя, возможно,  не  все,   согласятся с подобными наименованиями.

Не торопитесь, однако, клеймить тунеядцев.  Не все здесь просто и однозначно.  Например, «тунеядство» в принципе,  не может обойтись без «подпитки со-стороны». Как правило,  за спиной каждого тунеядца всегда стоит кто-то, кто его материально содержит. Чаще всего это родители, реже муж или жена. Кстати,   работая над данным  материалом, я  выяснила, что почему-то среди тунеядцев все-таки больше мужчин, чем женщин(!).

Нередко, если не сказать почти всегда,  близкие убеждены в том, что у тунеядца есть какая-то уважительная причина, чтобы не работать, поэтому подобные ситуации могут тянуться годами. Без какого-либо осуждения и соответствующих изменений.

Однако, интуитивно, «взглядом постороннего»  можно быстро определить, действительно ли декларируемые  причины серьезное препятствие для изменения существующего положения  дел или это отговорка для ближнего круга родных и друзей, чтобы ничего не менять.

 Чаще всего, причины являются  надуманными, если речь идет о человеке, который     просто не хочет работать.  При этом  может поддерживаться видимость поисков: человек, например,   регулярно просматривает объявления о вакансиях, ходит на собеседования. Однако подобный  поиск может длиться годами, а  результат его, как правило,  всегда один и тот же: человек отказывается от предложений работать, поскольку эти предложения всегда  не соответствуют каким-то  запросам: либо мало платят, либо график неудобный, либо офис находится слишком далеко от дома…

Другой вариант – периодическое  устройство  на работу,  но, с одним и тем же финалом: после  нескольких  месяцев (а то и недель) работы, человек  всегда увольняется под  разными предлогами: слишком сложные обязанности, начальство не ценит, не сложились отношения с коллегами… Некоторые  ссылаются на проблемы со здоровьем, хотя  никаких серьезных диагнозов у них, как правило, нет.

Выделяют даже  особые типажи  людей, предпочитающих жить за чужой счет.  Распознать социальный паразитизм здесь не всегда легко, потому что,  часто это очень обаятельные и интеллектуально развитые особи.

К таковым относятся, например, «философы». Для них  отсутствие работы — один из принципов  мировоззрения. Они предпочитают путешествовать, заниматься духовным саморазвитием или предаваться различным удовольствиям, но только не обеспечивать собственные поиски банальным трудом за деньги. Многие из «философов» даже считают, что деньги — это зло. Время от времени такие люди могут  подрабатывать, но в основном предпочитают  сидеть на шее близких.

 Еще один типаж – «альфонсы». В прошедшем ХХ веке мужчин, живущих  за счет жен и состоятельных женщин, было гораздо меньше: мешало этому и вездесущее общественное мнение, и обремененность моральными принципами. В наши дни их становится  больше и больше.  Не секрет, что многие дамы сегодня зарабатывают намного лучше представителей сильного пола. Так, что муж-альфонс  явление достаточно распространенное, ведь ради создания семьи некоторые состоятельные бизнес-леди готовы пойти на многое. Для таких дам, по большому счету, муж – это, прежде всего, человек, которого можно любить, о котором можно заботиться. Проще говоря, большой ребенок.  Как правило, такого мужа-ребенка, находящегося на шее у жены, совершенно не волнует, что не он приносит домой деньги. В их тандеме основной добытчик — жена, но в семейных делах  и принятии решений последнее слово вовсе необязательно остается за ней.
Статистика не обладает достоверными цифрами сколько подобных союзов существует в нашей стране, однако известно, что «альфонство» сегодня  — штука довольно распространенная. Кстати, слабостью к дамским кошелькам страдают не только молодые мужчины. Как ни удивительно, но некоторые седовласые мужья также предпочитают  находиться  на содержании у жен. Причем  по их собственному настоянию. Когда выясняется, что заработки женщины существенно превышают зарплату мужчины, принимается решение, что в этом случае благоверному лучше сидеть дома: больше пользы будет. К сожалению,  благодетельные дамы часто и не предполагают, что обрекают себя на безрадостную жизнь. Ведь самый распространенный способ  у таких мужчин  доказать свою мужественность — это  подавить деловую супругу: «Для кого-то ты, может, и авторитет, а для меня ты — глупая баба, нуждающаяся в дисциплине и контроле. И чтобы дома была в семь часов, иначе я за себя не отвечаю. Я тут самый главный, потому что штаны в этой семье ношу я!» Понятно, что страдают в таких семьях не только женщины, но и дети, если они есть.

Я не ставила  в данной статье  цель перечислить все типажи «живущих за  чужой счет» людей. Наверняка читатель, без особого труда сможет привести и собственные примеры  или узнать кого — то из собственного окружения. Проблема  здесь мне видится в другом. Как  быть и что предпринять,  если Вас перестали устраивать подобные отношения?

 Решения, здесь, к сожалению, должны и могут быть достаточно  категоричными и жесткими.

Естественно, что первый шаг всегда: это  разговор с человеком, которого Вы больше не хотите содержать.

 Шаг второй:  резкое ограничение или полное прекращение материального содержания с вашей стороны.

Конечно очевидно, что, сталкиваясь с подобной проблемой, мы чаще всего имеем дело с людьми близкими и ситуацией, длящейся достаточно долгое время. Поэтому, даже если Вы твердо решили изменить положение дел, все получится не сразу и только если Вы действительно уверены, что больше так продолжаться и  не может,  и  не должно.

В  одной статье нельзя давать «универсальных рекомендаций» подходящих «для всех людей » и  «для всех  ситуаций». Единственная рекомендация, которая здесь может иметь место быть:  будьте настойчивы и последовательны. Чтобы человек, привыкший жить за ваш счет, начал искать другие легальные  пути изменения привычной  для него  действительности. Просто поверьте, что так вы делаете хорошо не только себе, но и ему. И верьте в  успех.

Нина Ковалюнас.

Оставить комментарий






− 2 = шесть