0

проблемы подростков Дети– величайшее счастье родителей и самый сильный родительский страх —  за них. Как уберечь, предупредить, не дать с пути сбиться? – это основная проблема родителей. Именно эти вопросы и этот страх порождает чудовищные формы заботы и опеки. Но так ли все ужасно на самом деле?

«Мой сын совершенно не хочет думать об уроках. Мы с отцом работаем допоздна, а когда приходим, его дома нет. Он постоянно шляется непонятно с кем. Учителя на него жалуются, говорят совсем неуправляем. Спрашиваем, что происходит, а он говорит, что у него теперь другая жизнь: среди своих, которые его понимают. А нам –то как: растили –растили, а теперь дураки совсем, оказывается? Одевается странно, словечки употребляет непонятные. В общем чужой совсем. Что делать-то?  К.Т.»

«Моя дочь в выпускном классе. В прошлом году у нее вдруг случилась “любовь” – парень к ней привязался совершенно непутевый, гоняет целыми днями на мотоцикле, техникум свой запустил. А девочка моя на золотую медаль идет. Пока оценки не ухудшились, но все к тому движется, судя-по всему. Требовала бросить этого никудышного, она ни в какую. На мотоцикл вслед за ним села.   Совсем беда. З. Л.»

«Мой сын постоянно играет в компьютерные игры. Друзей у него нет, с девочками не общается. Засядет за какую-нибудь компьютерную дрянь – и может сидеть в ней и день, и два, и неделю. Все друзья у него там – в компьютере.  А здесь его не дозовешься и сделать ничего не допросишься. А дальше что будет? П.П.»

Самая большая проблема подросткового возраста – несовпадение новых потенциальных возможностей, связанных с изменяющейся психофизиологией взросления, и реальных прав, которые остаются у тинэйджеров теми же самыми, что и в детстве.

У всех юных личностей, как правило, существует дилемма: с одной стороны, очень хочется стать кем-то, а с другой стороны невозможно сделать это в силу низкого социального статуса, заданного возрастом.  Для родителей сын или дочь – навсегда дети и подобное отношение только усиливает несоответствие между уровнем притязаний подростка, его претензий на самостоятельность и зависимостью от взрослых, в том числе и от их мнения.

Возрастные трудности часто сопровождаются чувством неприкаянности, одиночества. И если признания собственной значимости, эмоционального тепла, а также спасения от скуки подросток, молодой человек не может найти у взрослых, то это может обеспечиваться группировкой со сверстниками.

Одна из главных тенденций переходного возраста (как перехода от детства к юности) — это переориентация общения тинэйджеров с родителей, учителей и старших вообще на сверстников. Психология общения в подростковом периоде строится на основе переплетения двух потребностей: потребности в обособлении и потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу, общность. Некоторые психологи вообще склонны считать общение ведущей деятельностью юношеского возраста. Неокрепшее «Я» просто нуждается в сильном «Мы», которое утверждается в противоположность аморфным «Они».

Сегодня общество и семья зачастую не может предложить подростку эффективных культурных образцов – символов выживания и социализации. И молодой человек вынужден искать их сам. Зачастую подросток стремится войти в группу людей, где он перестает чувствовать себя одиноким, где ему есть, о чем поговорить, где его понимают и принимают, а значит снижается чувство тревоги. Если семья, родители обеспечили своим детям образцы ценностей и поведения, которые для сына или дочери актуальны, то подростку не придется заполнять культурный вакуум. Если же ощущается нехватка культурных образцов, то какая- то другая группа обязательно заполнит пустоту. На научном языке молодежные группировки с определенной системой ценностей, атрибутикой, заданными образцами поведения называют субкультурами.

Субкультуры были всегда, хотя и не всегда были такими модными. Сегодня увеличилось колличество субкультур, что связано с изменениями , происходящими в обществе.

Молодежные  субкультуры, а попросту говоря, группировки, не представляют собой некоего единства. Наоборот, они объединяют молодежь  из разных социальных групп с помощью специфического механизма функционирования, суть которого в том, что здесь существуют некоторые общепринятые формы поведения и их символическое обеспечение, выраженное, например, в одежде.   Через подобные  символы  молодые люди объединяются, ощущая себя среди «своих» и противопоставляя свою общность  «чужим». Молодежные субкультуры культивируют протест против общества Взрослых, его ценностей авторитетов. Парадокс, однако в том, что субкультуры в то же самое время способствуют адаптации молодежи к обществу.

Человек, примкнувший к определенной субкультуре становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества. У него меняется система ценностей и взгляд на мир. При этом одни молодые люди свободно переходят из одной субкультуры в другую, применяя на себя только внешние проявления определенной группировки, например, ради  эпатажа, совсем не вникая в суть и ценности  групп, хотя таковая как правило, в большей или меньшей степени есть у большинства субкультур. Другие могут хранить верность одной и той же неформальной группе длительное время. Однако зачастую, даже верные приверженцы данного неформального объединения не всегда до конца понимают или принимают ее философию.

Если ваш сын или дочь стали чересчур экстравагантными, начали изрекать различные новые для Вас  истины или цитируют определенного Гения из прошлого или настоящего, если вдруг поменялась одежда или  молодой человек стал краситься в  непонятные Вам цвета, значит ваш ребенок вступил в эру взросления.подростковые проблемы

Не надо сразу бить тревогу, спасать, защищать или запрещать. Пребывание внутри субкультуры – явление всегда временное. Подросток просто ищет себя.  Принадлежность к определенному неформальному объединению  помогает юному человеку справиться с тревожностью, разобраться в себе и в своих проблемах, найти свой круг общения, самореализоваться, наконец. Если определенная группировка решает для молодого человека его проблему, то он будет стремиться остаться в ней несмотря на критику, оценку и запреты. Только  лишь когда  у человека произойдет переоценка ценностей, изменение в личной жизни, общественном статусе,  ценности группировки потеряют для него актуальность и человек сам покинет ее.

Опасаться,  однако, стоит  в случае, если молодой человек попадает в субкультуру, ценности которой опасны  даже для взрослых и зрелых личностей. Если, например, в ценности субкультуры входит нездоровый (растаманы, панки ) или антисоциальный (гопники) образ жизни. Но опаснее всего конечно секты. Из самых известных, можно назвать сатанистов. Очень немногие попавшие туда могут потом вернуться.

Обратившись к истории любой секты , мы обнаруживаем, что в ее основе лежит противопоставление существующему порядку вещей, традиции, духовным ценностям. Вступающий в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры предков. Признать ( часто даже письменно) всю свою предшествующую жизнь ошибкой.

Конечно членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, неустроенные, ищущие, но не находящие себя в этой жизни. Они, как правило легко поддаются влиянию, готовы отказаться от свободы и принять установки своих учителей.

Здесь важно понимать, что чем больше юный человек обеспечен родительской любовью, теплом, тем более он защищен от деструктивного влияния извне.

Конечно у каждой субкультуры можно найти отрицательные черты, которые может перенять, а зачастую перенимает подросток. Тем не менее не старайтесь все и сразу запретить. Присмотритесь и постарайтесь понять: что в действительности ищет ваш сын или дочь среди этих чужих и непонятных Вам людей. И подарите или разрешите ему это найти. Конечно лучше, чтоб он получил то, что ищет  у Вас, но если не получается,  то хотя бы с Вами.

Нина Ковалюнас.

 

 

Оставить комментарий






+ пять = 8