7

имиджО тонкостях формирования имиджа.

Я, конечно, не сделаю открытия, если  напомню, что в современном мире  существует такое понятие, как « имидж», который, несомненно,  относится к  наиболее ценным изобретениям цивилизации.  Знание о некоторых особенностях  функционирования  имиджа, может уберечь Вас от  многих неприятных ошибок и  серьёзных разочарований.

Что такое имидж? Если максимально упрощать, то  имидж – это внешний облик человека, который продумывается, разрабатывается, конструируется с определенной целью. В деловом общении основная задача имиджа — вызвать доверие. Люди естественно хотят иметь дело с порядочным, честным человеком, который не подведет и не обманет, на которого можно полностью положиться. Имидж – явление многогранное. Разные исследователи выделяют в нем разные составляющие. Наиболее часто в структуру имиджа включают:

  • Аудиовизуальную культуру: грамотность речи, манеру держаться, одежду, аксессуары, прическу.
  • Стиль поведения: различные способы подачи себя в профессиональном, интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, эстетическом, этическом плане.
  • Внутреннюю философию, систему ценностей: каковы нравственные принципы человека, что он думает о людях, с которыми имеет дело, о выполняемом деле, о жизни. Естественно внутренняя философия проявляет себя во внешности — в манере поведения, в отношении к партнерам, коллегам.
  • Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности.
  • Эмоционально-психологический «Я — образ».

Очень часто бывает так, что люди, заботящиеся об имидже, учитывают и работают над внешними  его компонентами, упуская из виду внутренние.  Осознанно или неосознанно, но общаясь с человеком, мы всегда  обращаем внимание на особенности его эмоционального поведения: как человек переносит дискомфорт, насколько он уравновешен,  адекватны или нет его эмоциональные реакции, коммуникабельны или некоммуникабельны  его эмоции.

Привлекательный образ, вызывающий доверие, как правило, таков: человек спокоен и внешне, и внутренне, оптимистичен, миролюбив, доброжелателен, в хорошем настроении. Наивно полагать, что такой идеальный «Я-образ» можно сохранить при любых обстоятельствах, однако признаком психического здоровья личности является то, что ее эмоционально-психологический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним обстоятельствам, оставаясь в коммуникабельных диапазонах.

Если Вы основательно поработали над своей внешностью и  уверены, что Ваша одежда, прическа, поведение, речь выражают именно то, что Вы хотели бы донести до внешнего мира, а удовлетворительного контакта с людьми не получается, возможно причина кроется в эмоциональной экспрессии. У каждого из нас имеется свой « дежурный» вариант экспрессии – улыбка, взгляд, тон речи, жесты и позы. Ими мы пользуемся в типичных ситуациях, в привычной для нас обстановке. Обычно мы не задумываемся о привлекательности своей экспрессии «на каждый день». Однако эмоциональный стереотип – точно такой же, как и  любые другие: он репродуцирует определенную энергию и дает о себе знать всегда, хотим мы этого или нет.

Чтобы быть уверенным в привлекательности своего эмоционально-психического «Я-образа» необходимо устранить наиболее типичные ошибки, которые мешают устанавливать желаемые контакты с людьми. Причин, порождающих трудности коммуникации множество, остановлюсь на наиболее ярко-выраженных.

  • Демострация плохого характера. Вызывают удивление люди, которые при помощи экспрессии откровенно заявляют о своем плохом характере. Экспрессия отражает неприятные устойчивые черты личности: тревожность, зловредность, высокомерие, зависть, вредность и т.п.

Откажитесь от  привычки насиловать окружающих демонстрацией Вашего плохого характера на лице и в манере общения, и мир откроется Вам с неожиданной стороны.

  • Негативное отношение к людям. Лицо выражает недоверчивость, недоброжелательность или настороженность при взаимодействии с малознакомыми людьми. Возможно,  у Вас был плохой опыт неприятного впечатления о людях, с которыми Вы имели дело когда-то и где-то. Зачем приносить эти прошлые впечатления в ситуацию сегодняшнего общения?

Откровенная демонстрация Вашего прошлого негативного опыта разрушает контакты. Старайтесь транслировать другим уважение, готовность к сотрудничеству и расположение. Это сближает.

  • След судьбы. В настроениях и экспрессии отпечатались стрессы и факторы жизни. Возможно, в Вашей жизни было много трудностей: Вас предавали друзья, Вы теряли близких, испытывали материальные  затруднения – мало ли чем травмировала Вас жизнь?

Многое осталось в прошлом, но даже если не все сейчас гладко, зачем  это  всем показывать?

Отучитесь рекламировать свои несчастья – люди не любят иметь дело с неудачниками.

  • Память детства. Экспрессия запечатлела детские обиды, переживания, недовольство. Возможно, Вас не любили сверстники или были к Вам несправедливы родители. События детства были настолько значимы, что оставили след в стереотипе эмоционального выражения и средствах экспрессии. Возможно, из детства идет привычка подхихикивать, кривить рот, поджимать губы, чтобы прикрыть, например, неровные зубы.

Осознайте этот факт, как и то, что Вы теперь другой человек, которому необходимо преодолеть остатки детской экспрессии. Кстати, инфантильная экспрессия у взрослого может восприниматься как признак незрелости или психической неустойчивости.

  • «Застревание на проблемах». Экспрессия  подчинена беспокоящим мыслям, отражает дурное предчувствие или тягостное восприятие обстоятельств.

К сожалению, в нашей культуре общения принято демонстрировать проблемы на лицах. Мы запросто позволяем демонстрировать окружающим материальное неблагополучие, разочарование в жизни, недовольство работой, конфликты с близкими. Лица наших соотечественников  содержат информацию обо  всех их проблемах.

Помните:  в мировой практике демонстрация нерешенных проблем это дурной тон и откровенная эксплуатация партнера по общению. Если проблема имеет решение – потратьте энергию эмоций на поиск наилучшего варианта.

  • Переигрывание социальных ролей. Экспрессия свидетельствует о слишком глубоком погружении индивида в социальную роль. Например, начальника, функционера, важной персоны. Переигрывание часто свидетельство глубинных комплексов индивида или отсутствия соответствующих качеств.

Если не хотите демонстрировать окружающим свои комплексы   — не переигрывайте.

  • Ношение маски. Экспрессия утратила гибкость, способность меняться в зависимости от ситуации общения. Человек почти всегда и везде находится в одном и том же образе, соответствующем главной роли на данном этапе жизни. Меняются цели и ситуации, партнеры, а человек остается всегда только Начальником отдела, Полковником полиции, членом движения  «За справедливость».

Эффект «прилипания маски к лицу» — свидетельство нарушений адаптивности посредством эмоций и интеллекта. Здесь без помощи специалиста, только  «домашними» средствами не обойтись.

  • Плохое самочувствие. Экспрессия информирует окружающих о хроническом  или временном недомогании  личности. Это очень напрягает и производит тягостное впечатление.

Лучший выход в данной ситуации – лечитесь, чтобы с Вами было эмоционально комфортней. Или усилием воли прекратите вымогать у окружающих сочувствие. Оно не безгранично.

Стереотип эмоционального поведения часто очень удобен для личности, потому избавиться от него не так просто. Но чтобы он не добавлял проблем Вашему имиджу и общению, о нем надо, как минимум знать. Как максимум его стоит улучшать и улучшить.

Нина Ковалюнас.

7 Responses so far

  1. Любовь:

    Спасибо,очень интересная, познавательная статья.

  2. raoul:

    Да. Великоленый пост. Добавил в мемориз.

  3. valhalla:

    Пост хорош

  4. blowing:

    С чистым юмором.

  5. withholds:

    На мой взгляд, это интересный вопрос, буду принимать участие в обсуждении.

  6. Kemnits:

    Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

  7. megahistory:

    Побольше б таких постов на блоге.

Оставить комментарий






− 7 = два