О тонкостях формирования имиджа.
Я, конечно, не сделаю открытия, если напомню, что в современном мире существует такое понятие, как « имидж», который, несомненно, относится к наиболее ценным изобретениям цивилизации. Знание о некоторых особенностях функционирования имиджа, может уберечь Вас от многих неприятных ошибок и серьёзных разочарований.
Что такое имидж? Если максимально упрощать, то имидж – это внешний облик человека, который продумывается, разрабатывается, конструируется с определенной целью. В деловом общении основная задача имиджа — вызвать доверие. Люди естественно хотят иметь дело с порядочным, честным человеком, который не подведет и не обманет, на которого можно полностью положиться. Имидж – явление многогранное. Разные исследователи выделяют в нем разные составляющие. Наиболее часто в структуру имиджа включают:
- Аудиовизуальную культуру: грамотность речи, манеру держаться, одежду, аксессуары, прическу.
- Стиль поведения: различные способы подачи себя в профессиональном, интеллектуальном, эмоциональном, нравственном, эстетическом, этическом плане.
- Внутреннюю философию, систему ценностей: каковы нравственные принципы человека, что он думает о людях, с которыми имеет дело, о выполняемом деле, о жизни. Естественно внутренняя философия проявляет себя во внешности — в манере поведения, в отношении к партнерам, коллегам.
- Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности.
- Эмоционально-психологический «Я — образ».
Очень часто бывает так, что люди, заботящиеся об имидже, учитывают и работают над внешними его компонентами, упуская из виду внутренние. Осознанно или неосознанно, но общаясь с человеком, мы всегда обращаем внимание на особенности его эмоционального поведения: как человек переносит дискомфорт, насколько он уравновешен, адекватны или нет его эмоциональные реакции, коммуникабельны или некоммуникабельны его эмоции.
Привлекательный образ, вызывающий доверие, как правило, таков: человек спокоен и внешне, и внутренне, оптимистичен, миролюбив, доброжелателен, в хорошем настроении. Наивно полагать, что такой идеальный «Я-образ» можно сохранить при любых обстоятельствах, однако признаком психического здоровья личности является то, что ее эмоционально-психологический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним обстоятельствам, оставаясь в коммуникабельных диапазонах.
Если Вы основательно поработали над своей внешностью и уверены, что Ваша одежда, прическа, поведение, речь выражают именно то, что Вы хотели бы донести до внешнего мира, а удовлетворительного контакта с людьми не получается, возможно причина кроется в эмоциональной экспрессии. У каждого из нас имеется свой « дежурный» вариант экспрессии – улыбка, взгляд, тон речи, жесты и позы. Ими мы пользуемся в типичных ситуациях, в привычной для нас обстановке. Обычно мы не задумываемся о привлекательности своей экспрессии «на каждый день». Однако эмоциональный стереотип – точно такой же, как и любые другие: он репродуцирует определенную энергию и дает о себе знать всегда, хотим мы этого или нет.
Чтобы быть уверенным в привлекательности своего эмоционально-психического «Я-образа» необходимо устранить наиболее типичные ошибки, которые мешают устанавливать желаемые контакты с людьми. Причин, порождающих трудности коммуникации множество, остановлюсь на наиболее ярко-выраженных.
- Демострация плохого характера. Вызывают удивление люди, которые при помощи экспрессии откровенно заявляют о своем плохом характере. Экспрессия отражает неприятные устойчивые черты личности: тревожность, зловредность, высокомерие, зависть, вредность и т.п.
Откажитесь от привычки насиловать окружающих демонстрацией Вашего плохого характера на лице и в манере общения, и мир откроется Вам с неожиданной стороны.
- Негативное отношение к людям. Лицо выражает недоверчивость, недоброжелательность или настороженность при взаимодействии с малознакомыми людьми. Возможно, у Вас был плохой опыт неприятного впечатления о людях, с которыми Вы имели дело когда-то и где-то. Зачем приносить эти прошлые впечатления в ситуацию сегодняшнего общения?
Откровенная демонстрация Вашего прошлого негативного опыта разрушает контакты. Старайтесь транслировать другим уважение, готовность к сотрудничеству и расположение. Это сближает.
- След судьбы. В настроениях и экспрессии отпечатались стрессы и факторы жизни. Возможно, в Вашей жизни было много трудностей: Вас предавали друзья, Вы теряли близких, испытывали материальные затруднения – мало ли чем травмировала Вас жизнь?
Многое осталось в прошлом, но даже если не все сейчас гладко, зачем это всем показывать?
Отучитесь рекламировать свои несчастья – люди не любят иметь дело с неудачниками.
- Память детства. Экспрессия запечатлела детские обиды, переживания, недовольство. Возможно, Вас не любили сверстники или были к Вам несправедливы родители. События детства были настолько значимы, что оставили след в стереотипе эмоционального выражения и средствах экспрессии. Возможно, из детства идет привычка подхихикивать, кривить рот, поджимать губы, чтобы прикрыть, например, неровные зубы.
Осознайте этот факт, как и то, что Вы теперь другой человек, которому необходимо преодолеть остатки детской экспрессии. Кстати, инфантильная экспрессия у взрослого может восприниматься как признак незрелости или психической неустойчивости.
- «Застревание на проблемах». Экспрессия подчинена беспокоящим мыслям, отражает дурное предчувствие или тягостное восприятие обстоятельств.
К сожалению, в нашей культуре общения принято демонстрировать проблемы на лицах. Мы запросто позволяем демонстрировать окружающим материальное неблагополучие, разочарование в жизни, недовольство работой, конфликты с близкими. Лица наших соотечественников содержат информацию обо всех их проблемах.
Помните: в мировой практике демонстрация нерешенных проблем это дурной тон и откровенная эксплуатация партнера по общению. Если проблема имеет решение – потратьте энергию эмоций на поиск наилучшего варианта.
- Переигрывание социальных ролей. Экспрессия свидетельствует о слишком глубоком погружении индивида в социальную роль. Например, начальника, функционера, важной персоны. Переигрывание часто свидетельство глубинных комплексов индивида или отсутствия соответствующих качеств.
Если не хотите демонстрировать окружающим свои комплексы — не переигрывайте.
- Ношение маски. Экспрессия утратила гибкость, способность меняться в зависимости от ситуации общения. Человек почти всегда и везде находится в одном и том же образе, соответствующем главной роли на данном этапе жизни. Меняются цели и ситуации, партнеры, а человек остается всегда только Начальником отдела, Полковником полиции, членом движения «За справедливость».
Эффект «прилипания маски к лицу» — свидетельство нарушений адаптивности посредством эмоций и интеллекта. Здесь без помощи специалиста, только «домашними» средствами не обойтись.
- Плохое самочувствие. Экспрессия информирует окружающих о хроническом или временном недомогании личности. Это очень напрягает и производит тягостное впечатление.
Лучший выход в данной ситуации – лечитесь, чтобы с Вами было эмоционально комфортней. Или усилием воли прекратите вымогать у окружающих сочувствие. Оно не безгранично.
Стереотип эмоционального поведения часто очень удобен для личности, потому избавиться от него не так просто. Но чтобы он не добавлял проблем Вашему имиджу и общению, о нем надо, как минимум знать. Как максимум его стоит улучшать и улучшить.
Нина Ковалюнас.
Спасибо,очень интересная, познавательная статья.
Да. Великоленый пост. Добавил в мемориз.
Пост хорош
С чистым юмором.
На мой взгляд, это интересный вопрос, буду принимать участие в обсуждении.
Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.
Побольше б таких постов на блоге.