2

Внимание: подросток

Статья от 3.02.2012


Внимание: подростокЧто необходимо знать взрослым о переходном возрасте.

Мы и наши дети - тема бесконечная и неисчерпаемая. Любой родитель мечтает, чтобы судьба его ребенка сложилась удачно. Чтобы трудностей было поменьше, а счастья побольше. Чтобы дитятко не наделало ошибок и не встретилось с изнанкой жизни. Любой родитель верит, что сын или дочь должны и будут жить непременно лучше, чем он сам и всячески пытается помочь им в этом. Помочь так, как взрослым понимается помощь – уберечь, запретить, оградить… Опираясь на свой жизненный опыт, родители наставляют неразумных детей и очень удивляются, что те хотят все пробовать самостоятельно – самостоятельно жить, самостоятельно ошибаться, самостоятельно выбирать. «Знал бы, где упасть – соломку подстелил – бы» — большинство родителей стелют эту соломку, а дети – они  падают зачастую не там, где ожидается. И хотят чего-то своего, не всегда похожего на родительский пример, хотят самостоятельно жить и самостоятельно исследовать мир.

Мудрый родитель всегда сможет найти правильное соотношение самостоятельности и контроля, попробует не запретить, а понять, не заклеймить, а показать что-то, что было не замечено юным существом, мягко, ненавязчиво, бережно. И конечно останется в контакте с ребенком, обеспечивая поддержку и принятие в процессе нахождения тем своего собственного места в мире.

Подростковый возраст, как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Причем кризис этого возраста является самым острым и длительным. В настоящее время к подросткам принято относить детей 12-17 лет. Именно в это время происходит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Помимо формирования вторичных половых признаков у подростков отмечается изменение взаимоотношений частей тела (еще детское туловище при быстром развитии конечностей). Движение и походка становятся неуклюжими и угловатыми. Происходят и соответствующие изменения в психике. В момент особенно сильных эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. Пытаясь избавиться от этой тревожности, подростки часто вступают в конфликты, мальчики могут стать более агрессивными. Повышенной тревожностью объясняется и склонность подростков к посещению шумных мероприятий, таких как рок — концерты, а также буквально эпатажное употребление алкоголя. Все это изменения , обусловленные исключительно гормональной перестройкой. Но наряду с этим в данном возрасте происходят и глубокие психологические, личностные изменения, напрямую не связанные с эндокринными сдвигами. Именно в это время формируется та жизненная позиция, с которой подросток начнет свою самостоятельную жизнь.

Основным конфликтом этого периода является состояние, когда основная масса потребностей подростка не отличается от таковой у взрослых. Однако при объективно наступившем взрослении, социальная ситуация, как правило, не меняется — подросток находится на иждивении у родителей, лишен гражданских прав, что и является основной психосоциальной причиной кризиса подросткового периода. Поскольку чувство взрослости уже сформировано, часто наблюдаются резкие изменения отношений подростка с взрослыми, в частности с родителями. Происходит смена значимых лиц. Во многих жизненных ситуациях подростки ориентируются исключительно на мнения сверстников. Мнение родителей пассивно или активно игнорируется. Изменяется и восприятие родителей. Родитель из источника эмоциональной поддержки и тепла, старшего друга и советчика, распорядителя благ и наказаний вдруг превращается в ненужного опекуна, от которого хочется освободиться, из примера для подражания – в карикатурную фигуру, у которой большинство достоинств сопровождается громадными недостатками.

Парадокс заключается в том, что, несмотря на неизбежное падение авторитета семьи, она все же остается тем местом, где взрослеющий человек чувствует себя спокойно и уверенно. За советом в трудную минуту подростки чаще обращаются к родителям, хотя проводить досуг и обсуждать интимные переживания предпочитают с друзьями. Непроницаемый барьер между родителями и детьми здесь возникает не из-за максимализма детей, а (и это доказанный факт!) из-за непробиваемой уверенности родителей в непогрешимости собственного опыта, нежелания взглянуть на мир глазами подростка.

Наблюдаются и изменения в отношениях с учителями. Подросток уже не видит в учителе воплощение отца и матери. Напротив, начинает предъявлять к учителю свои собственные требования. В образ «идеального учителя» он вкладывает в первую очередь способность к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоит профессиональная компетентность, на третьем – умение справедливо распорядиться властью. Поскольку не все учителя обладают гармоничной совокупностью этих качеств, постольку возникает дифференциация учителей и отношений с ними, вплоть до затяжных и трудноразрешимых конфликтов. С другой стороны нередки и случаи привязанности к любимому учителю.

Одной из главных тенденций переходного возраста является тенденция переориентации общения с родителей и вообще старших на ровесников. Общение со сверстниками — очень важный канал получения информации, которую не сообщают взрослые. Например, подавляющая часть информации по вопросам пола получается подростком от сверстников. К тому же общение подростков – это специфический вид межличностных отношений. Общение в подростковой группе вырабатывает необходимые предпосылки социального взаимодействия: умение подчиняться групповой дисциплине и в то же время отстаивать свои интересы.  Общение в подростковой группе – это еще и специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. 

Возрастная перестройка приводит подростка, как правило, к чувству одиночества, неприкаянности, которое и порождает неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых подростки  находят, или надеются найти то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность. Отстаивая свою независимость от взрослых, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнению собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое утверждается в противоположность «Они» (старшим). Для этого возраста характерно желание быть как все (а все – это «свои»), это распространяется и на вкусы, и на одежду, и на стиль поведения. Индивидуальность утверждается через единообразие, потребность в нахождении собственной уникальности проявится чуть позже, ближе к концу периода.

Противоречивость притязаний и изменение структуры социальных ролей приводит подростка к новым вопросам о себе и к себе. Именно в подростковый период задаются вопросы «Кто я?!», « Кем я стану?», « Каким я хочу быть?». В возрасте 12-14 лет у подростков заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается самоуважение, меняется самооценка внутренних качеств. Подросткам чаще, чем детям и взрослым кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и они чаще испытывают депрессивноподобное состояние. В это время чаще, чем когда-либо еще встречается и так называемый «бред физического недостатка», когда люди активно не принимают или отвергают какую-то часть себя, своего тела. При этом самовосприятие подростка ориентировано в основном на внешние стандарты (в учебе, например, все те же отметки). Примерно в 16 лет появляются собственные критерии значимости, а 17-18 летние оценивают себя уже, прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, собственных представлений о счастье и благополучии.

Совершенно очевидно, что все статистические закономерности подросткового возраста - усредненный вариант, который у каждого конкретного человека принимает свою неповторимую форму. Тем не менее, общие тенденции выглядят именно так. И о них стоит иметь представление, чтобы не навредить своей любовью подростку, сопровождая его в непростом пути трансформации ребенка во взрослого.

Все сегодняшние родители были когда-то детьми, так нуждающимися в понимании и принятии. Хорошо, если рядом был мудрый родитель. Если нет – станьте им теперь сами.

Нина Ковалюнас.

2 Responses so far

  1. Алексей:

    Мне нравятся Ваши посты, заставляет задуматься…

Оставить комментарий






семь − = 4